🧙Конкурс сказок!
Гісторыя (История)
(OFF) Garold27 (B) 21 сен 2019

Еще немного нашей истории, или о Могилеве -"русском" городе. :-/

И сказал он:-"Пора!" И ударил набат.

Ладно, хватит пока о политике. Её и так сейчас много - поэтому повторяться нет смысла. Но тут вот один очень умный знакомый (кстати из Москвы) предложил:-«… напиши-ка что-нибудь такое колюще-режущее и очень неполиткорректное. А то вокруг оголтелая украинофобия и надо как-то это уравновесить».
Хорошо, уравновесим, нихт праблэм. Режущее, это полезно - как говорят хирурги. Правда гарантирую, что сразу же поднимется визг о русофобии. Ну, что же – умные поймут, а дураки сами виноваты. А для этого опять обращусь к истории. Эта штука кромсает не хуже техасской бензопилы из одноимённого фильма ужасов.
Так вот. Последнее время среди «политологов» с дипломами бизнес-колхозников стало модным вещать, что историю будто бы можно переписывать, как кому вздумается. Не верьте им. Это дешёвое враньё придворных демагогов, которое за ними тупо повторяют остальные идиоты считающие, что история это то дерьмо которое им в школе запихивают в их тупые бестолковки. С таким же успехом можно переписывать географию и утверждать, что Волга впадает в озеро Мобуту-Сесе-Секо.

История, господа - это факты. Причём доказанные факты. То есть то, что было в реальности, а не выдумано всякими Карамзиными унд Фоменками. А исторические факты имеют свойство говорить и показывать очень многое - и как что-то начиналось, и как всё прошло, и даже как будет после. Надо просто уметь внимательно смотреть и находить нужное. Но разуть глазные яблоки и просто посмотреть как выясняется, умеют не все.
Лично я наблюдая сегодняшнюю ситуацию, в который раз саркастически усмехаюсь – как будто всё пишется по одному сценарию. Поразительные совпадения – даже скорее штампы. «Неужели?» – скептически скажете вы. Вуа-ля – смотрите сами. Я только немного наведу резкость.
Итак, начнём для примера с середины века этак XVII. Конкретно – ближе к 1654-му году. Почему именно это время? Сейчас объясню.

Во-первых, действующие стороны те же, что и сейчас. С одной стороны наше Великое княжество Литовское и Русское (к которому современные лытувисы наивно пытаются примазаться). А также Украинские земли (в том числе Гетманщина), только что вышедшие из состава Ржечи Посполитой (Rex Publika – латин.). С другой – царство Московское уже объявившее себя третьим Римом. Назвать это образование Россией пока нельзя, поэтому будем использовать первое наименование.

Ну, а во-вторых – тогда сложилась такая же переломная и запутанная ситуация. Только что закончились кровопролитная война в Украине. Гетман Богдан Хмельницкий после нескольких поражений вынужденно пошёл на временный союз с Московией. Это соглашение лукавые имперцы сейчас подают как некое «воссоединение с Россией». Что конечно полная чушь, так как Хмельницкий просто лавировал между двумя центрами силы – и за это многие украинцы справедливо считают его предателем. Через несколько лет это соглашение и будет расторгнуто. Но не будем забегать вперёд.
Казалось бы, московскому самодержцу сейчас надо только радоваться такому нежданному подарку и новому титулу – Всея великия и малыя Руси самодержец. Но увы. Ситуация в Московии тоже далека от стабильной. Периодически вспыхивают восстания в городах, к которым присоединяются служилые люди – стрельцы и казаки. В 1648-ом Москву сотрясает «Соляной бунт». Тогда же восстают Курск, Козлов, Сольвычегорск. В 1650-ом – поднимается Псков. За ним Гдов, Изборск. В Новгороде горожане под предводительством подьячего приказного Жеглова встречают царских воевод пушками.
Также идёт жёсткая политическая борьба между боярством и духовенством. Власть царя Алексея Михайловича неустойчива – ему нужны деньги и поддержка боярского войска (силовиков). Он повышает налоги и раздаёт вотчины верным людям. Однако вотчин не хватает. Лихоимство (коррупция) бояр на местах и непомерные налоги порождают новые бунты. Растёт недовольство низов центральной властью, неспособной справится с ухудшающейся ситуацией.

Тогда чтобы отвлечь внимание народа от внутренних проблем, царь и поддерживающая его политическая группировка решают развязать небольшую победоносную войну. И действительно, этот отвлекающий манёвр быстро находит живой отклик в алчных сердцах подданных. Пограбить соседа всегда было любимым занятием как московской знати, так и черни. Тем более, что подходящий объект был рядом – та самая Литовская Русь входившая в унию (союзное государство) с Польской короной. Государство хоть и большое, но с очень слабой королевской властью и просто таки немыслимыми вольностями. Как например выборный парламент – сойм, или узаконенный бунт против короля – рокаш (короче полный бардак).
Причиной для нападения тоже была традиционна до банальности со времён бесноватого Ивана Кровавого – защита якобы угнетаемого православного населения (до чего ж современно звучит). То, что в Литву часто бежали сами жители Московии спасаясь от боярского произвола, московских же царей не очень смущало. Пропаганду использовали уже тогда.
В общем подготовка к захватнической войне Руси Московской против Руси Литовской воодушевила весь люд посадский и боярский (и подняла рейтинг помазанника). В церквях служились молебны. На границах было сосредоточено огромное по тем временам войско - до ста тысяч ратников. В надежде поживиться к ним присоединилась и часть «федералистов» Хмельницкого. Во время военного смотра царь плакал(!) от умиления.

Формальным поводом для начала вторжения стал отказ сойма признать автономию Правобережной Украины и включение её в состав Московии (всё как сейчас). И тогда огромная армия захватчиков двинулась вперёд. Весь принцип действий русских войск на «исконно русской» территории уложился в короткую формулировку царя:- «Костёлу не быть, униатам не быть, жидам не быть». Такой подход не очень не вязался с лозунгами освобождения, но это уже никого не интересовало.
В общем, не стану пересказывать ход этой страшной и тщательно забытой войны, которую у нас прозвали «Кровавым потопом», а в российской историографии стыдливо обозвали русско-польской. Я хочу здесь показать только два отдельных эпизода всей драмы. Но они чрезвычайно показательны.

Итак, эпизод первый – осада Мстиславля. Кто не знает, это город на востоке Беларуси – центр удельного княжества. Он был осаждён в самом начале войны войском воеводы Трубецкого. Жители города укрылись за стенами замка и успешно отбили приступы московских «освободителей». Тогда их стали уговаривать сдаться – обещали «великие дары и вольности». Но мстиславцы «сурова отповедаючы» отвергли посулы московитов и продолжали держаться. Хотя шансов у них было ничтожно мало.
Наконец используя осадную артиллерию русским захватчикам удалось разрушить деревянные укрепления, после чего «великою тугою и усилством през штурм» замок был захвачен. А дальше случилось то, чего никто не ожидал – началась кровавая расправа над пленными и обычными жителями, невзирая на пол и возраст. Как писал царю Трубецкой:- «… народ разный шляхецкий, и мещан, и жыдов, и всё паспольства и с бабами и детьми без всякой милости в пень высекли». Видимо такая жестокость считалось большой доблестью. Только по данным российских источников было казнено больше пятнадцати тысяч человек.
Это жуткое даже для того времени событие получило в народе название «Трубецкая резня». Но надо отметить, что такая жестокость была не случайна. Новые хозяева с востока показательно устроили карательную акцию устрашения. Слухи о безжалостности захватчиков молниеносно распространились, сея страх в сердцах обывателей.
Здесь, на руинах Мстиславля был уничтожен миф о некоем «братстве» между жителями Руси одной веры. До этого случая монахи православных монастырей распространяли пропагандистские стихи-песенки прославляющие царя-заступника:- «Ой кали б кали, маскали б прыйшли – веры одныя, брацце родныя». Пепел Мстиславля наглядно показал всем, что «братья» были ничем не лучше зверей.

Но вернёмся назад. Очень скоро на пути московской орды оказался другой город. Крупный торгово-ремесленный и культурно-религиозный центр - Могилёв. Его даже называли оплотом православия Литвы. И это есть второй эпизод драмы.
В отличие от мстиславцев, могилёвские местичи оказались не так единодушны и крепки в желании обороняться. Ещё до появления царских войск из города бежал некий шляхтич, который прискакал во вражеский лагерь и заявил, что хочет служить царю московскому. Его отправили в царский стан, где Алексей Михайлович его «ласково» принял, одарил пятьюдесятью рублями и пожаловал чин полковника. История сохранила для нас фамилию этого изменника. Вы будете смеяться, но он однофамилец с крымской подполковницей – Поклонский. Вот это уже действительно исторический анекдот – реинкарнация предателей.

И вот этот новоиспечённый полковник Поклонский, был отправлен в Могилёв под присмотром отряда московского воеводы Войкова, и поручением склонить могилёвчан к измене. Там же он набрал свой собственный «казацкий полк» из местных дезертиров (стихийную самооборону) и стал засылать в город лазутчиков с уговорами о сдаче.
В самом Могилёве такую же промосковскую агитацию активно проводил наместник епископа Еремия со своими попами. И в конце концов городской магистрат не выдержав давления зажиточных горожан и православного духовенства, согласился капитулировать и открыл ворота неприятелю. Город был занят без единого выстрела и всё его население под дулами мушкетов царских ратников приведено к присяге на верность новому государю (очень напоминает некий референдум).

Итак, вот перед нами два примера поведения граждан во время нестандартной и катастрофической ситуации - войны. Причём именно вольных граждан – оба города имели самоуправление по Магдебургскому праву. Я специально не даю никаких оценок действиям людей в этой сложной ситуации. В обоих случаях был выбор – умереть или покориться. Выбор очень тяжёлый, но он был сделан. Однако история на этом ещё не закончена. У неё было очень интересное продолжение.

Могилёвские обыватели конечно знали о царской грамоте, где он обещал сохранение жизни, дома и имущества тем кто не окажет сопротивления. Однако не деле все его обещания оказалось, как тогда говорили «филькиной грамотой» (киселёвской пропагандой если хотите). Новые хозяева не обременяли себя ни царёвыми обещаниями, ни какими-то там христианскими заповедями. Сохранилось множество жалоб и свидетельств о грабежах и насилии русских войск на «исконных» как они уверяли землях (кому интересно смотрите в Актах археографической комиссии, томе 4-ом.1842 года издания в С-Пб.).
Царские мародёры грабили всех подряд – и православные церкви, и монастыри, и шляхетские маёнтки, и простых крестьян. Ещё русские очень развили такой вид бизнеса как работорговля. Массовый угон православных одноверцев в рабство весьма обогатил многих «освободителей». Не обошли конечно и местных евреев. Под видом переселения их вывели за город на Печёрское поле, где всех убили и ограбили.
В общем ситуация складывалась очень далёкая от той, которую обещал «добрый государь-заступник». Даже предатель Поклонский разочаровался в своих хозяевах, о чём слёзно писал позднее. Сначала могилёвчане надеялись на помощь извне. Но осада города малочисленным войском Януша Раздивила потерпела неудачу. Численность гарнизона была едва ли не больше осаждающих.

Терпеть издевательства оккупантов пришлось ещё долго. Но в один прекрасный день 1661 года наступил предел. Когда царские стрельцы «ходячи по рынку толпами начали по обыкновению своему брать и хватать насильно калачи продажные» («освободители» занимались банальным грабежом), то местные торговцы подняли крик. На который вышел из ратуши бурмистр Леонович и крикнул:- «Пора!»
После чего другие члены городского магистрата выхватив спрятанное оружие бросились на московитов.
Навигация (1/2): далее >

Комментарии (3)

Могилёв надеялся что оккупанты их особо тревожить не будут. А вот оно терпение лопнуло у людей.
Что-то мне подсказывает, что что-то подобное ждет и нас всех, когда нас сдадут окончательно. Не так жестоко, но будет уже слвсем по-друглму. Не сразу, но постепенно превратимся опять в провинцию(Северо-Западный край)...Дежа вю какое-то(хоть я и не жил в РИ в конце XIX нач XX века..
Показать комментарий
Скрыть комментарий
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
Гісторыя (История)
Доценты
Тысячи игроков! Сотни банд! Шесть районов! Ждем...
Тема: Светлая | Тёмная
Версия: Mobile | Lite | Touch | Доступно в Google Play