3 ноя в 22:52 (OFF) uylia_MUSLIMKA (S)
Предостережение от ошибок Шамиля Аляутдинова и сайта умма.ру
Часть 6.

9. СЛЕДОВАНИЕ МАЗХАБАМ.

Вопрос:«Не следовать мазхабу — это нововведение?"

Говорит Аляутдинов:
"Мазхабы — это практическая инструкция следования Сунне /27/, оформленная лучшими учеными-богословами первых столетий после Пророка, причем так, чтобы миллиардам верующих, работающих в самых разных (преимущественно не религиозных) областях жизни, оставалось лишь применить одну из четырех, точнее даже двух /28/ форм религиозной практики, а не заниматься поиском ответов и рекомендаций в огромном пространстве сотен тысяч хадисов. Религиозные школы (мазхабы) систематизировали наследие заключительного Посланника, что явилось также значительным облегчением для работы мусульманских богословов последующих столетий.

А потому делаем вывод: неследование мазхабу (с практической точки зрения) можно назвать порицаемым нововведением (бид‘а сайиа).»
http://www.umma.ru/other/fetvy/fetvy-all/1643-novovvedeniya.

Очень, так скажем, любопытная позиция. И кто из ученых считал также? И как же тогда быть со сподвижниками и самим Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), которые жили до появления мазхабов и, соответственно, не следовали им? Получается, они совершали бид’а?…

Великий ученый Ибн аль-Къайим (да смилуется над ним Аллах) писал:

«Обязательно ли простому человеку следовать какому-либо мазхабу, или нет? На эту тему высказано два мнения, одно из них – то, что необязательно. Это утверждение и есть абсолютно верное и единственно правильное. Дело в том, что ничто не может считаться обязательным, кроме того, что сделал обязательным Всевышний и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха). Ведь ни Аллах, ни Его пророк (мир ему и благословение Аллаха) никому из людей не вменили в обязанность следовать за мазхабом какого-либо человека из нашей уммы и принимать всю религию только от него, и никого другого.

…Простой человек, имеет полное право изучать свою религию, обращаться за фатуа к любому из представителей четырех мазхабов или к последователям других имамов. И нет необходимости ни ему – спрашивающему, ни муфтию – отвечающему придерживаться только одного из четырех мазхабов. Точно так же, ученый-муджтахид не обязан придерживаться только тех хадисов, которые распространены в его местности, но ему следует поступать в соответствии с любым хадисом, который признан достоверным, будь он хадисом из Хиджаза, или Ирака, или Сирии, или Египта, или Йемена». См. «И’лям аль-Мууаккъи’ин» 4/261

И как может быть неследование мазхабу нововведением и порицаемым поступком, когда сами великие имамы — основатели мазхабов говорили о необходимости отказываться от следования им, если их слова противоречили Корану и сунне?

Имам Абу Ханифа сказал:

«Никому не разрешено принимать наши взгляды, не зная того, откуда мы их взяли». В другом сообщении передается: «Запрещено (харам) издавать фетву на основании моих слов, не зная моих доказательств по данному вопросу». В еще одном сообщении добавляется: «…ведь все мы люди: сегодня говорим одни слова, а завтра от них отрекаемся». Также передается и такое сообщение: «Горе тебе, о Йакуб! Не записывай все то, что ты слышишь от меня! Ведь случается, что сегодня я думаю так, а завтра – иначе, или завтра я думаю так, а послезавтра — иначе».

«Если я говорю что-либо, противоречащее Книге Всевышнего Аллаха либо сообщениям о Посланнике, да благословит его Аллах и приветствует, то откажитесь от моих слов».

Имам Малик сказал:

«Поистине, я ведь только человек: (иногда) могу ошибаться и не ошибаться. Вдумывайтесь в высказанные мною взгляды — всё, что соответствует Корану и Сунне, примите, а все, что не соответствует Корану и Сунне, оставьте».

«У каждого (человека) после Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, слова будут и приниматься, и отвергаться, кроме (слов) самого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует».

Передал аль-Байхаки от аш-Шафии то, что он сказал: «Если найдете в моей книге то, что противоречит Сунне Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – то говорите в соответствие с Сунной Посланника Аллаха, и оставьте то, что я сказал».

Имам Ахмад сказал:

«Не следуйте мне, и не следуйте ни за Маликом, ни за аш-Шафи’и, ни за аль-Ауза’и, ни за ас-Саури, а берите оттуда, откуда они взяли». В другой версии этого высказывания сообщается: «Не подражайте в своей вере никому из этих! Берите то, что дошло от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников; а затем за ними идут их последователи, в отношении которых человеку предоставлен выбор».

И закончить можно словами Ибн Мас’уда,да будет доволен им Аллах:

«Пусть никто из вас не делает таклид (слепое следование) человеку в своей религии. Если тот уверовал, то он тоже. Если впал в куфр, то он также впал в куфр.» См. аль-Му’джаму ль-Кабир 8677.

И из этого инша Аллах стало ясно положение следования мазхабам в Исламе.

10. ЕСТЬ ЛИ В ИСЛАМЕ «ХОРОШЕЕ НОВОВВЕДЕНИЕ»?

Отвечает Аляутдинов:
«В одном из богословских словарей приводится следующий комментарий относительно бид‘а: «Бид‘а бывает похвальной (махмуда, хасана) и порицаемой (мазмума, сайиа).»

«Резюмируя сказанное, можно сделать следующее краткое заключение: если нововведение не противоречит канонам, способствует более полному раскрытию смысла религиозного учения и его ценностей, укреплению духовно-нравственных начал в обществе, то такого рода новшества похвальны. В остальных же случаях все новое в религии является ересью и категорически неприемлемо.»
http://www.umma.ru/other/fetvy/fetvy-all/1643-novovvedeniya

Это одно из больших заблуждений и ответ на это следующий:

Пришло от Аиши то, что Посланник Аллаха сказал: «То, что будет привнесено в наше дело (т.е. в религию), что не от неё, то это будет отвергнуто» Сахих Муслим 1718

Этот хадис указывает на то, что нельзя привносить что-то в религию кроме как с далилем (доказательством).

Пришёл хадис от Ирбада ибн Сария, что Посланник Аллаха сказал: «Остерегайтесь мухдасатов (нововведений), так как каждый мухдасат (нововведение) — это бидъа (нововведение) и каждый бидъат – это заблуждение и каждое нововведение в огне». И этот хадис указывает на то, что нет в Шариате бидъа хасана (т.е. хорошего нововведения), но каждое нововведение есть заблуждение.

И так же это поняли Сахаба (сподвижники), как сказал Абдуллах бин Умар: «Каждое нововведение есть заблуждение, даже если люди будут думать, что это хорошее». Пришло у имама аль-Ляллякаи Шарх усль аль-Иътикод ахлю Сунна валь Джамаа 1\92 с достоверным иснадом.

И из этого же хадиса познаётся то, что некоторые учёные делят бидъат на 5 видов: ваджиб, мандуб, харам, макрух и мубах (т.е. нововведение ваджиб или мандуб или харам или макрух или мубах). И это разделение не достоверное из-за того, что хадис этому противоречит и так же это противоречит пониманию праведных предков. Они считали, что каждое нововведение есть заблуждение, как это было приведено от Абдуллаха ибн Умара.

И тот, кто приводит довод на хорошее нововведение хадисом:

«Кто бы ни начал хорошее дело в Исламе (или хорошую сунну), получит свою награду и награду, равную таковой тех, кто последовал за ним до судного дня…»

– то этот хадис никак не может быть доводом для этого, т.к. хадис указывает на садака, которое было установлено в Шариате.

Пришло от Мунзира ибн Джарира от его отца (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Однажды рано утром мы были с Посланником Аллаха (мир ему и благословения Аллаха), когда несколько человек, почти нагие и босиком, с мечами на боку, пришли к нему. Большинство из них, если не все они, были из племени Мудар. Лицо Посланника изменилось, когда он увидел, насколько они бедны (т.е. он сильно расстроился). Он вошел в свой дом, затем вышел и приказал, чтобы Биляль возвестил призыв к молитве. Он возглавил людей в молитве, затем обратился к ним, прочитав: «O люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин. И бойтесь Аллаха, Которым вы друг друга упрашиваете, и родственных связей (т.е. не разрывайте отношений родства)». (Ан-Ниса’ 4:1). «…Бойтесь Aллaxa, и пусть душа посмотрит, что она уготовала раньше на завтра…». (Аль-Хашр 59:18). Затем он сказал: «Пусть человек даст милостыню из своих динаров, своих дирхамов, своей одежды, своей пшеницы или своих фиников, даже если это только половинка финика». Мужчина из ансаров принес сверток, который он мог едва нести в руке, затем пришел другой, и другой, пока там не стало две кучи денег, пищи и одежды. И я увидел лицо Посланника Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сияющее радостью. Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Кто бы ни начал хорошее дело в Исламе (или хорошую сунну), получит свою награду и награду, равную той, что дали те, кто последовал за ним до судного дня, без умаления хоть на сколько-нибудь их награды. И кто бы ни начал дурное дело в Исламе, понесет бремя своего греха и бремя, равное бремени тех, кто последовал за ним, без умаления хоть на сколько-нибудь их бремени». Сахих Муслим 1017

Говорит имам Шатыби: «Разъяснил Посланник Аллаха когда сказал: «Кто бы ни начал хорошее дело (сунну) в Исламе» и это указало на то, что сунна здесь – это то, что сделал этот сахаба. А это дело, которое утверждено сунной, и это садака. И из-за этого выявилось то, что хорошая сунна не может быть бидъатом». Мувафакат 1\183

И так же тот, кто говорит о хорошем нововведении, приводит в качестве довода слова Умара, когда он посмотрел на собравшихся людей на одном имаме во время теравиха и сказал: «Благое бидъа».

И ответ на это можно привести слова шейх аль-Исляма ибн Теймии: «Большее, что можно было сказать на то, что Умар назвал это дело бидъатом, что это название языковое, но не шариатское. Т.к. бидъат (нововведение) в языке понятие общее, которое включает в себя все действия, которые не были сделаны до этого. А что касается бидъата шариатского, то это то, на что не указал далиль. И если пришёл текст от Посланника Аллаха на желательное дело или обязательное после его смерти, или было указано на что-то в общем, и не делалось это как после его смерти например книга садака, которое привёл Абу Бакр (т.е. с которым послал Анаса в Бахрейн). И если делалось что-то наподобие этого после смерти Посланника Аллаха, то правильнее называть такое бидъатом в языковом формате, потому что такое дело новое. Даже то, что религия, с которой пришёл Посланник Аллаха, называется в языке мухдасам (новое). Как сказали посланцы курайшитов к Наджаши о сахабах Посланника Аллаха из мухаджиров в Эфиопию: «Эти вышли из религии своих отцов и не вошли в религию царя, и пришли с религией мухдас (новой) не известной». И потом, то дело, на которое указал Куран и Сунна никак не может быть бидъатом в Шариате, даже если это называется бидъатом в языке». Иктида Сират аль-Мустакиым 2\589

Говорит ибн Раджаб: «А что касается того, что говорили саляф из хорошего о некоторых нововведениях, то это имеется ввиду в языковой форме, но не в шариатской» Джамиъ уълюм 233

И так же некоторые берут доводом на хорошее нововведение предание от Ибн Масъуда: «Что посчитают мусульмане хорошим, то это у Аллаха хорошее» Ахмад 3600 и остальные.

И ответ на это как говорит ибн Кайим: «Это предание – далиль на то, что если мусульмане сойдутся (иджма) на том, что это что-то хорошее, то это у Аллаха хорошо. Но это никак не может быть для вас доводом, что некоторые если что-то считают хорошим, то для вас это хорошее». аль-Фарусия 60

И ещё этот хадис маукуф (т.е. от сахаба) и он никак не может аннулировать хадис марфуъ от Посланника Аллаха, который говорил «Каждое нововведение есть заблуждение».

И из этого инша Аллах стало ясно, что не в Исламе хорошего нововведения (бид’а хасана).

https://www.cept73.ru/wordpress/predosterezhenie-ot-oshibok-i-zabluzhdenij-shamilya-alyautdinova-i-sajta-umma-ru/
Канал: Ислам
23 0 1 1

Комментарии (0)

Показать комментарий
Скрыть комментарий
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
Повелители стихий
Первая коллекционная карточная игра с уникальной...
Версия: Mobile | Lite | Touch | Доступно в Google Play