3 дек в 15:52 СВЕT ПРАВОСЛАВИЯ :

ОБ ОСОЗНАННОМ УЧАСТИИ В БОГОСЛУЖЕНИИ

Существует такие моменты в богослужении, смысл которых остается загадочным для подавляющего большинства прихожан наших храмов. Это, например, «малый Вход» или «Вход с Евангелием» на Божественной Литургии и «вечерний Вход» на Всенощном бдении.

Если древности «Вход» был в прямом смысле торжественным вхождением в Церковь духовенства и народа, открывавшим константинопольский чин Литургии, то с VIII века, с появлением трех антифонов в начале Литургии до Входа, малый Вход принял вид символического шествия священнослужителей, исходящего из алтаря через северные двери и вновь входящего в него через Царские врата.

Малый Вход также называется «Входом с Евангелием», так как во время него обязательно износится напрестольное Евангелие. Изнесение Евангелия ныне имеет символический смысл, а в древности имело и практическое значение, поскольку ценные служебные Евангелия часто хранились в ризницах или сосудохранительницах и их приносили в храм специально для службы во время малого Входа. После чего эти книги опять уносились в назначенное для их хранения место. Теперь это осталось только историческим воспоминанием, поскольку Евангелие и до Входа, и после него, всегда остается на святом престоле.

Процессия малого Входа начинается у святого престола: во время пения 3-го антифона все священнослужители исходят из алтаря через северные двери. Процессию, состоящую из диакона с Евангелием, сослужащих и старшего священника, предваряют свещеносцы и диаконы с кадилами.

Затем, когда хор закончит пение 3-го антифона, диакон возвышает Евангелие (обычно творя им знак креста) и возглашает: «Премудрость, прости» (возглас, произносимый диаконом или священником для того, чтобы предупредить предстоящих богоомольцев, что на следующее за этим возглашением церковное чтение, или пение, или действие должно быть обращено исключительное внимание. То есть стойте "просто" - прямо, внимательно!). Хор в это время поет: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу».

Под пение этого стиха священнослужители входят через святые врата в алтарь. Последним входит предстоятель, приложившись сначала к обоим образам у столпцов святых врат (к одной из этих икон во время Входа попарно каждый со своей стороны прикладываются и сослужащие священники) и благословив свещеносцев.

Вот это благословение молящиеся в храме принимают на свой счет и склоняют голову, как под благословение «Мир всем». Это неправильно, потому как благословение преподается не народу, а лишь свещеносцам, таким образом им дается позволение войти в алтарь. Это остаток того древнего чина Литургии, когда священнослужители входили в алтарь в первый раз именно во время Входа. Тогда первым шел епископ (или священник), и он благословлял войти в алтарь и остальных церковнослужителей.

Смысл «вечернего малого Входа» отличается от смысла «малого Входа» на Литургии. Когда в этой части Всенощного бдения через северную дверь иконостаса выходит священник вслед за диаконом, он символизирует собой Сына Божия, явившегося людям в предшествии Иоанна Предтечи. После возгласа диакона «Премудрость, прости», хор заканчивает вечерний малый Вход пением молитвы "Свете Тихий", в которой словами говорится то же самое, что священник и диакон изображают действиями Входа – о тихом смиренном свете Христа, явившемся в мире почти незамеченным.

Под это пение священник целует икону Спасителя, благословляет свещеносцев, целует икону Богоматери, входит в алтарь и становится перед престолом.

Такое же неосознанное склонение главы молящимися в храме происходит и в момент преподания благословения свещеносцам на Всенощной.

Видимо, это происходит от весьма распространенной ныне привычки - присутствовать на богослужении, как на некоем мистическом, непонятном священнодействии. При этом, все мы, приходя в храм впервые, чтобы ни в коем случае не выглядеть «белыми воронами», быстро привыкаем повторять действия опытных прихожан. А впоследствии эта привычка начинает играть с нами злую шутку, если не потрудиться изучить и строй, и смысл совершаемых в храме действий.

Ведь православное богослужение - это общение верующих с Богом, Пресвятой Богородицей и святыми угодниками Божиими через молитвы, песнопения, чтения Слова Божия и священнодействия, совершаемые Церковью по определенному чину.

Так не является ли обязанностью всякого человека, участвующего в литургической жизни Христовой Церкви, знать этот чин?!
Сообщество: СВЕT ПРАВОСЛАВИЯ
43 1 2 4

Комментарии (0)

Показать комментарий
Скрыть комментарий
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
Танки. Стальной легион
Десятки видов техники, тяжелые бои и секретные...
Версия: Mobile | Lite | Touch | Доступно в Google Play