9 окт в 18:25 _ИСКУССТВО_РАДИ_ИСКУССТВА_ : АМАЗОНКА АВАНГАРДА

Художницу Наталью Гончарову искусствоведы назвали амазонкой авангарда. Вместе с ней подобным эпитетом награждены ещё пять её коллег по цеху — Александра Экстер, Любовь Попова, Ольга Розанова, Варвара Степанова и Надежда Удальцова. Однако, несмотря на определение, они никогда не работали единой командой.

Более того, у художниц было мало общего как в эстетике, так и в понимании искусств. Каждая из них сформировалась под влиянием различных социальных идей и философских школ. По словам американского историка живописи Линды Ноклин, благодаря им «женское искусство» впервые стало заметным явлением. Они доказали миру, считала Ноклин, что женщина в искусстве может плодотворно работать, а не только быть раздета и уложена в постель…

Насмешливая и открытая

Известно, что в период написания «Автопортрета с желтыми лилиями» Гончарова ещё была увлечена импрессионизмом, о чём, кстати, красноречиво свидетельствует данная работа. По картине нельзя догадаться, что перед нами молодая девушка из старинного дворянского рода.

Художница изобразила себя асмешливой и открытой. Рука, которой держит цветы, написана грубой и сильной. Глядя на неё, сразу понимаешь — это рука художника. Обстановка мастерской, где стены увешаны этюдами, красноречиво свидетельствует, кто изображён на картине.

На этом автопортрете Гончаровой 26 лет. Она уже довольно известна в художественных кругах, но пока о ней говорят больше, как о подруге художника Михаила Ларионова, нежели, как о художнике.

Лицо героини — холст

Марина Цветаева напишет позже: «Внешнее явление Гончаровой. Первое: мужественность. (…) Прямота черт и взгляда, серьезность — о, не суровость! — всего облика. Человек, которому все всерьез. Почти без улыбки, но когда улыбка — прелестная».

Само лицо героини портрета выглядит так, словно оно – холст. Кажется, фактурой оно схоже с картинами на заднем плане. К слову, через несколько лет Наталья Гончарова вместе с мужем Михаилом Ларионовым, Давидом Бурлюком и другими футуристами будет разгуливать по городу, разукрасив лицо красками. Сейчас это называется фейс-артом…

Интерес к искусству победил всё

Двоюродная правнучка жены Пушкина Наталья Гончаровой родилась в семье московского архитектора Сергея Гончарова и дочери профессора Моковской духовной академии Екатерины Беляевой. Детство своё провела в тульской губернии, где отцу принадлежало несколько деревень. Потом они вместе с семьёй переехали в Москву.

Несмотря на то, что у девочки были несомненные склонности к рисованию, она не не собиралась стать художницей. По окончании гимназии Наталья долго искала себя. Посещала медицинские и исторические курсы, пыталась учиться в университете. Надо сказать, что это её не увлекало. В 1900 году стала сильно интересоваться искусством и поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в класс скульптуры Сергея Волнухина и Павла Трубецкого.

Она даже получила малую серебряную медаль за свои работы, но вскоре оставляет учебу и отправляется в Крым и Тирасполь. Там Гончарова зарабатывает рисованием плакатов для выставки сельского хозяйств. Кроме того, пишет этюды и акварели в импрессионистской манере.

Другие горизонты в творчестве

Художник Михаил Ларионов, увидев её картины, посоветовал не тратить время на скульптуру и заняться живописью: «Откройте глаза на свои глаза. У вас талант к цвету, а вы занимаетесь формой». Встреча с ним изменила всю её жизнь и намерения. Потом она станет говорить друзьям: Ларионов «открыл ей глаза на её глаза».

Гончарова возвращается к учебе и переходит в студию живописи к Константину Коровину. Однако скульптуру девушка не забросила.

Пейзажи, которые Гончарова пишет в этот период, довольно интересны. Она берёт знакомые мотивы русской природы, однако спокойные русские виды не узнать. Молодая художница интенсивно использует в них цвета. К красному добавляется зелёный, к жёлтому — голубой и синий. Позднее признается, что больше всего училась в это время у французов… А искусствоведы будут говорить, что такие метания не позволили ей развить всю мощь своего дарования.

Критики не приняли работу

Поскольку Гончарова выросла в деревне, в небольшом семейном имении, картины на крестьянские сюжеты стали ядром ранних работ. Так, картина «Рыбная ловля» написана в жанре лубочной живописи. Следующая известная работа «Мытье холста». На этой картине изображены две женщины за белением холста. Полотно было представлено на авангардной выставке и вызвало сильнейшее отторжение у критики. Писали, что это не крестьянки, это бабы — грубые, приземистые, неизящные люди, написанные в варварском стиле. Критик Тугенхольд, например, сравнил картины Гончаровой со сквернословными частушками.

Интересно, что сама Гончарова в повседневной жизни любила носить платки, подчеркивая таким образом свою связь с народными корнями. Следует отметить, что до неё никто так не писал крестьян. У её коллеги по цеху Зинаиды Серебяковой крестьянки похожи на античные статуи.

Религиозные мотивы

В 1911 году под влиянием мужа Михаила Ларионова Гончарова увлекается лучизмом, Это совершенно новое направление в живописи. В нём преимущество отдаётся не предмету изображения, а отражённым от него цветовым лучам. Впрочем, она быстро прекращает эксперименты и вновь обращается к крестьянской теме. Картины этого периода больше похожи на иконы, нежели на светскую живопись.

В это же время проявляется ещё одна характерная особенность Наталии Гончаровой как художника. Она начинает создавать свои знаменитые живописные циклы. Христианские мотивы наиболее полно раскрываются в картине «Феникс» из цикла «Жатва». Центральное место в триптихе занимает «Богоматерь (с орнаментом)». На ней изображена Богоматерь с Иисусом на руках, исполненная в архаической манере. Обращает внимание орнамент, который присутствует на всех её картинах религиозного содержания. Это условие Наталия Гончарова поставила сама себе и неукоснительно соблюдала. Таким образом она стремилась соединить в картинах религиозное и фольклорное.

27 0 1 0

Комментарии (0)

Показать комментарий
Скрыть комментарий
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
Родная деревня
Так увлекательно вести хозяйство Вам ещё никогда...
Версия: Mobile | Lite | Touch | Доступно в Google Play