Русь и Российская Империя
(OFF) dimonguma (S) 15 окт 2018

восстание в саха

Во вчерашнем посте не открывалась ссылка, поэтому скорректировала пост.
14 октября - ПРАЗДНИК или ТРАУР= ДЕНЬ СКОРБИ ?
Для меня этот день КУТУРҔАН КҮНЭ.
Тяжелый, тягостный и неоднозначный для многих день.
Если опросить прохожих - якутян: что за день сегодня, многие ответят, что сегодня у православных праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В Константинополе Богородица укрыла своим покровом осажденный город перед окончательным штурмом и враги внезапно отступили от города.
- Вот, у нас есть Покровский тракт, ведущий в город Покровск - это связано с тем спасением в Константинополе?
- Да, наверное, хотя, может быть, русских защитила.
-??? От кого?

А ведь это одна из самых трагических дат в истории нашего края. Крест на горе и город Покровск основаны в память о кровавом подавлении казаками восстания саха в 1681 году. Хотя иногда это называют последним восстанием саха, но восстания продолжались 2 века. Оно запечатлелось в народной памяти ужасающими подробностями чудовищной казни повстанцев. Например, Серошевский записал версию казни вождя кангаласцев Джеллика/ Дженника, попавшего раненым в плен, после изощренных пыток с него сняли с живого кожу, его беременную жену подвесили на дыбу и заставили наблюдать за этой душераздирающей экзекуцией, от ужаса у нее начались роды, новорожденного сына завернули в кожу отца. Затем младенца и мать убили, а как эти нелюди мучали и потом расправились с ними нельзя пересказывать из-за опасения за психическое здоровье слушателей или читателей. И с другими тоже расправлялись самым жутким образом. И в честь своей победы установили большой крест на горе и основали поселение Покровск - в честь того, что Богородица спасла их от поражения. И центр земли погибших тогда кангаласцев (канглы/ ханглы/ хаҥаластар) теперь называется Покровск. И на горе высится большой крест - символ победы над кангаласцами, а внизу по Покровскому тракту проезжают машины в сторону Якутска.
Казаки писали много отчетов - "отписки и челобитные" о каждом событии, но сейчас в архивах отказывают в выдаче инфо, ссылаясь на отсутствие документов. Если казаки докладывали о мелких проишествиях, то о таких масштабных ЧП - о битве обязательно должно быть много донесений. Где они? О том, что до революции подобные записи существовали, есть упоминания исследователей. Версия "ихтамнебыло" /"этогоНебыло"?
Официального траура не будет, но активисты обьявили 14 октября Днем памяти.
Ниже - пост на эту тему В.Корякиной 👇
В. Корякина:

"Восстание Джэллика (Дженника) в 1681-82 годах – последнее восстание саха против ясачного режима.

Имена Степана Разина, Салавата Юлаева, Шамиля, Кенесары Касымова – народных героев всегда были раньше на слуху, в честь них названы многие знаковые места, их имена увековечены. В истории народа саха тоже было немало подобных героев, имена которых сохранили предания и легенды. Но о них мы мало знаем, ведь многие из них и есть реальные исторические личности, имеющие большое значение в истории нашего народа. Не пора ли нам увековечить имена Тыгын Дархана, Боһуку, Маһары, Мымаха, Дьэлликэ, Софрона Сыранова, Сэһэн Аржакова...
В октябре 1681 или 1682 года произошла трагедия, оставившая след в памяти народа, о которой умалчивалось многие годы.
Как пишут современные исследователи, лишь в дореволюционных изданиях сохранилось упоминание об этом восстании народа саха против колониального режима, установленного царской администрацией над народами Сибири. Архивных источников об этом событии до нашего времени не сохранилось. Фольклорные источники тоже смутно упоминают о данном мятеже. Впервые в детстве легенду об этом восстании я слышала в далеком Среднеколымском улусе. Лежала в больнице, каждый вечер в больничной столовой собирались стар и млад, и за ужином вели бесконечные беседы, там я услышала много легенд и преданий. Артема – нянечка знала много северных легенд. И был мужчина в возрасте, он рассказывал легенды о хосунах былых времен и об этом бунте.
Об этом восстании упоминал Исаак Владимирович (Вульфович) Шкловский - русский публицист, этнограф и беллетрист, известный под псевдонимом Дионео. Он писал в своей работе «Очерки Крайнего Северовостока», что при воеводе Приклонском, 27 сентября 1682 года, якуты сделали последнюю попытку к восстанию. К ним пристали раскольники и казаки, женатые на якутках. Восстание, по его словам, кончилось полным поражением. Вождь Дженник, родоначальник Кангаласского улуса, был взят раненым в плен и отправлен в Якутск, где и умер в застенке. С него содрали кожу с живого и в нее обернули младенца, которого родила жена Дженника, когда ее подняли на дыбу. Остатки разбитых мятежников бежали на Вилюй, на Яну, на Колыму и заселили эти места. Дионео слышал в якутской юрте на далекой Колыме олонхо – эпическое произведение про страшную смерть Дженника. Сказитель подробно рассказывал про ужасную операцию сдирания кожи, о том какие ножи при этом применялись, какую муку героически перенес казненный мученик. На нарах – оронах сидели бледные от страха якуты и боялись проронить хоть одно слово.
В книге Прокопия Прокопьевича Явловского (статский советник, кандидат богословия, преподаватель духовных школ, автор-составитель двухтомной «Летописи города Якутска») «Летопись города Якутска от основания его до настоящего времени» в первом томе, где зафиксированы события с 1632 по 1800 года, на странице 54, где отражены исторические факты за 1681 год, написано: «В начале октября привезен вождь-родоначальник Западно-Кангаласского улуса Дженник. Он был ранен и взят в плен русскими в сражении 27 сентября около нынешнего Покровского селения, верстах 60 от Якутска. Под его предводительством якуты сделали последнюю попытку свергнуть ненавистное им русское иго, но потерпели сокрушительное поражение и подверглись целому ряду лютых казней. Эту победу русские, по преданию, отпраздновали в день Покрова Святой Богородицы и на месте победы воздвигли большой деревянный крест с соответствующей надписью».
По преданию, услышанному В.Л.Серошевским: «В другом предании говорится, что Тыгын начальствовал и погиб в сражении с русскими у села Покровское в 1682 году, а печатные источники называют вместо него «кангалаского родоначальника Дженника». В.Л.Серошевский отмечает, что Тыгыном здесь упомянут «кангаласский родоначальник Дженник». Следовательно, во времена Серошевского, какие-то документы об этом восстании были еще. Дальше в книге «Якуты» Вацлава Леопольдовича 1993 года издания, на странице 451 написано: «Многие из этих событий совершились, предания передают их верно и часто согласно даже в подробностях с казацкими и воеводскими отписками…». Значит, все события не легенда, а реальные исторические факты.
Слово Дьэллик на якутском языке означает бродяга, странник. Но Дьэллик назван родоначальником. Возможно, это был странствующий тыгынид-витязь, впоследствии ставший предводителем кангаласцев. Следовательно, он и есть потомок легендарного первого Тыгына, объединившего многие роды саха, и, вероятно, в глазах восставших выглядел как собственный предводитель-тыгын.

Мало знаем мы свою историю, лишь легенды и предания былых времен хранят смутную память о событиях минувших веков…

Варвара Корякина, г. Нерюнгри

Комментарии (0)

Показать комментарий
Скрыть комментарий
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
Русь и Российская Империя
Супер гонки
Добро пожаловать в игру «Супер гонки»! Покупай
Тема: Светлая | Тёмная
Версия: Mobile | Lite | Touch | Доступно в Google Play