🧙Конкурс сказок!
Православный журнал
(OFF) valera684 (S) 20 апр 2019

От смоковницы до Креста.

Страстная седмица, последняя неделя перед Пасхой, в переводе с церковнославянского языка «неделя страданий» — время, в которое Церковь вспоминает последние дни земной жизни Спасителя, его страдания, мучительную смерть и погребение. В эти дни христиане призываются к усиленной молитве и усугублению подвига поста. С благоговейным вниманием Церковь следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведя нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути — от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим до последнего момента Его искупительных за людские грехи страданий на Кресте, и далее — до светлого торжества Христова Воскресения.




Все дни Страстной седмицы называются великими и особо почитаются Церковью. «Все дни, — говорится в синаксаре (поучении) на Великую Субботу, — превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы — Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы — сия Великая и Святая Суббота. Называется эта седмица великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя».

Все содержание служб этого времени направлено на то, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся. Каждый православный христианин должен по возможности побывать на всех службах в дни Страстной седмицы, потому что каждая из них — неповторима, особенно важны богослужения с вечера Великой Среды. Без участия в них невозможно полноценно ощутить радость Воскресения Христова.

Великий Понедельник.




Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет. Его страдания на чужбине явились прообразом страданий Спасителя. Кроме того, в этот день (богослужение Великого Понедельника начинается в воскресенье вечером) вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы. Толкователи видят в этом аллегорическое указание на лицемерных книжников и фарисеев, которые не принесли истинного покаяния и плодов веры, молитвы и добрых дел.

Вот как говорит о Великом Понедельнике в своей проповеди митрополит Сурожский Антоний: «Тема о суде Божием. <…> По-гречески суд называется “кризис”: мы сейчас — и в течение всей истории — находимся в состоянии кризиса, то есть суда истории, то есть, в конечном итоге, суда Божиих путей над нами. <…> Каждый из нас чем-то кажется: и в хорошем, и в плохом смысле; и все то, что кажется, рано или поздно будет смыто и разнесено: Божиим судом, человеческим судом, грядущей смертью, жизнью. И мы должны, если мы хотим вступить в эти дни страстнЫх переживаний, раньше всего подумать: чем мы являемся на самом деле? — и только настоящими встав перед судом своей совести и Бога, вступить в последующие дни: иначе мы осуждены…».

В Великий Понедельник на утрене впервые поется тропарь «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа…». Эта молитва будет звучать в храме в первые три дня Страстной седмицы. В ней содержится призыв к духовному бодрствованию.

Великий Вторник.




Христос пришел в Иерусалимский храм и много учил в нем и вне его. Первосвященники и старейшины, слыша притчи Господа и понимая, что Он говорит о них, старались схватить Его и убить. Но напасть открыто не решались, боясь народа, который почитал Иисуса как пророка.

В этот день Церковь вспоминает притчи Христа о десяти девах и о талантах и продолжает начатое в понедельник повествование о втором пришествии Христовом. Эти воспоминания призывают верующих к духовному бодрствованию, к целесообразному употреблению дарованных нам способностей и сил, к делам милосердия, которые Господь принимает как услугу Себе Самому: Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40).

В эти дни, как напоминал пастве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, «мы должны помнить уроки Великого поста. Главный из них — нравственная чистота, смиренномудрие, когда мы не превозносимся, но в сердце сохраняем смирение пред Богом». Одним из главных грехов Патриарх называл уныние. «Как часто нам кажется, что жизненные испытания для нас непосильны, и впадаем в уныние, но Господь не посылает креста выше сил, — говорил он. — Нужно стараться преодолеть грехи, к которым привыкли, видеть свои недостатки и не осуждать ближних. <…> Только тогда придет особая пасхальная радость».

Великая Среда.




В Великую Среду вспоминается жена­грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на трапезе в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (стоимость раба в то время).

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своей проповеди на Великую Среду предлагает нам поразмышлять о предательстве, обратившись к примеру Иуды, который за деньги «продал» Спасителя. «Предательство — это то, что поражает нас неожиданно… — отмечает он. — Многие говорят: “Я способен или способна простить всё, кроме предательства”, потому что предательство ранит душу так, как ни один другой человеческий порок. <…> …что же остается предаваемому человеку? Остается лишь одно — вспомнить Иуду. Предательство всегда оборачивается крахом того, кто предает, поскольку тот, кто предает, предает себя Божиему суду. Это тот случай, когда человеческий суд чаще всего беспомощен. <…> И потому, когда мы сталкиваемся с этим страшным человеческим грехом, мы должны отразить его простыми словами: предаю тебя в руки Божии…».

В этот день на Литургии Преждеосвященных Даров в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина. На вечерней службе совершается Таинство Исповеди: в этот день все стараются исповедоваться, чтобы должным образом подготовиться к Чистому Четвергу.

Великий Четверг.




Церковь вспоминает в богослужении важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю, на которой Господь установил новозаветное Таинство Причащения (Евхаристии). В Великий Четверг все православные по традиции причащаются Святых Христовых Таин.

В воспоминание событий этого дня после заамвонной молитвы на Литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное смирение Спасителя, перед Тайной вечерей умывшего ноги Своим ученикам.

После Тайной вечери мы вслед за Господом следуем в Гефсиманский сад и там становимся свидетелями Его проникновенной молитвы, в которой Он несколько раз обращается к Своему Небесному Отцу: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия, показывая этим, что Он знает, какие страдания ожидают Его. Мы видим Его скорбь и капли кровавого пота, выступившие от неимоверного напряжения.

«Не будем, дорогие мои, забывать о гефсиманских страданиях нашего Спасителя, — обращается к нам с пастырским словом архимандрит Иоанн (Крестьянкин). — Они имеют особое духовно­жертвенное значение. Именно в уединенной гефсиманской молитве Начальник нашего спасения проявил послушание воле Отца Небесного и принес крепкую молитву о нашем спасении. Страдания Господа имеют для нас искупительное значение. Они были из-за нас и ради нас. Своими внутренними, духовными страданиями Христос очищал наши внутренние нечистоты, заглаживал нашу виновность пред Богом, молил о помиловании нас… <…> Мы теперь свои, родные и близкие Богу… Мы теперь можем обращаться к Нему, молиться Ему, приносить свое личное покаяние с уверенностью, что Бог нас слышит и не отвернется от нас, какими бы тяжкими грешниками мы ни были. Мы можем! Потому что по Божественной любви ко всем людям испил Господь горькую чашу величайших страданий».

Из Гефсимании Христос Спаситель идет на суд к первосвященникам, к Пилату и затем на Голгофу. К душевным страданиям Его прибавляются и физические муки.

Великая Пятница.




Самый тяжелый, скорбный день года посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь становится к подножию Креста Христова. Вместе с Божией Матерью, женами-мироносицами, апостолом Иоанном Богословом мы взираем на страшные муки Спасителя.

Вот как описывает эти события святитель Игнатий (Брянчанинов): «На это зрелище смотрели не одни человеки — смотрели на него с ужасом и глубочайшим благоговением все Ангелы Божии; предметы небесные уже не привлекали их внимания; взоры их устремились, приковались к зрелищу, открывшемуся на земле. Солнце увидело невиданное им и, не стерпевши увиденного, скрыло лучи свои, как человек закрывает очи при невыносимом для них зрелище; оно оделось в глубокий мрак, выражая мраком печаль, столько горькую, как горька смерть. Земля колебалась и потрясалась под событием, совершившимся на ней. Ветхозаветная Церковь растерзала свою великолепную завесу; так терзаются и не щадятся драгоценнейшие одежды при бедствии неотвратимом, решительном».

На утрене Великого Пятка (она служится в четверг вечером) читаются двенадцать Евангелий Святых Страстей — двенадцать отрывков, в которых рассказывается о предательстве Иуды, суде над Христом и Его распятии.

Литургии в Великую Пятницу не бывает, так как в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются царские часы.

Вечерня совершается в третьем часу дня (14.00) — в час смерти Иисуса Христа на Кресте, в воспоминание снятия с Креста тела Христова и погребения Его. При пении тропаря, который в переводе звучит так: «Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое Тело, обвил плащаницей и благоуханиями умастив, положил в новом гробе», священнослужители поднимают плащаницу (изображение Христа, лежащего во гробе) с престола храма, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма. Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице). Затем священнослужители и все молящиеся совершают поклоны перед плащаницей и лобызают прободенные ребра, руки и ноги изображенного на ней Господа.

Великая Пятница — день строгого поста, когда христиане, по возможности, до выноса Плащаницы вообще воздерживаются от пищи.

Великая Суббота.




На утрене Великой Субботы (в пятницу вечером) Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай. На этой службе совершается чин погребения плащаницы — в память о положении Спасителя во гроб.

В Великую Субботу совершается Литургия Василия Великого, начинающаяся вечерней. После малого входа с Евангелием перед плащаницей читаются пятнадцать паремий, в которых собраны главные пророчества и прообразы, относящиеся к Иисусу Христу, его Воскресению, искуплению рода человеческого от греха и смерти. После шестой паремии — о чудесном переходе евреев чрез Чермное море — поется песнопение «Славно бо прославися». Чтение паремий завершается песнью трех отроков: «Господа пойте и превозносите во вся веки». Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся» и читается Апостол о таинственной силе крещения. Это пение и чтение служит воспоминанием обычая древней Церкви крестить в Великую Субботу оглашенных. По чтении Апостола поются семь стихов, избранных из псалмов, содержащих пророчества о Воскресении Господа. Во время пения этих стихов священнослужители переоблачаются в светлые одежды. Вместо Херувимской песни поется песнь «Да молчит всякая плоть человеча».
Навигация (1/2): далее >

Комментарии (0)

Показать комментарий
Скрыть комментарий
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
Православный журнал
Странники
Чтобы защитить свою родную деревню Вам придётся...
Тема: Светлая | Тёмная
Версия: Mobile | Lite | Touch | Доступно в Google Play